- Алгоритм Хаффмана
- Содержание
- Определение [ править ]
- Алгоритм построения бинарного кода Хаффмана [ править ]
- Время работы [ править ]
- Пример [ править ]
- Корректность алгоритма Хаффмана [ править ]
- Алгоритм Хаффмана на пальцах
- Алгоритм сжатия Хаффмана
- Кодирование Хаффмана
- Код Хаффмана
- Код Хаффмана
- Таблица вероятности символов
- Таблица вероятности символов
- Импортировать данные Ошибка импорта
- Сжатие данных алгоритмом Хаффмана
- Вступление
- Немного размышлений
- Кодирование
- Построение дерева Хаффмана
- А что дальше?
- Декодирование
- Реализация
- Заключение
- Благодарности
Алгоритм Хаффмана
Алгоритм Хаффмана (англ. Huffman’s algorithm) — алгоритм оптимального префиксного кодирования алфавита. Был разработан в 1952 году аспирантом Массачусетского технологического института Дэвидом Хаффманом при написании им курсовой работы. Используется во многих программах сжатия данных, например, PKZIP 2, LZH и др.
Содержание
Определение [ править ]
Алгоритм построения бинарного кода Хаффмана [ править ]
Построение кода Хаффмана сводится к построению соответствующего бинарного дерева по следующему алгоритму:
Время работы [ править ]
Пример [ править ]
В дереве Хаффмана будет [math]5[/math] узлов:
Узел | a | b | r | с | d |
---|---|---|---|---|---|
Вес | 5 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Узел | a | b | r | cd |
---|---|---|---|---|
Вес | 5 | 2 | 2 | 2 |
Затем опять объединим в один узел два минимальных по весу узла — [math]r[/math] и [math]cd[/math] :
Узел | a | rcd | b |
---|---|---|---|
Вес | 5 | 4 | 2 |
Еще раз повторим эту же операцию, но для узлов [math]rcd[/math] и [math]b[/math] :
Узел | brcd | a |
---|---|---|
Вес | 6 | 5 |
На последнем шаге объединим два узла — [math]brcd[/math] и [math]a[/math] :
Узел | abrcd |
---|---|
Вес | 11 |
Остался один узел, значит, мы пришли к корню дерева Хаффмана (смотри рисунок). Теперь для каждого символа выберем кодовое слово (бинарная последовательность, обозначающая путь по дереву к этому символу от корня):
Символ | a | b | r | с | d |
---|---|---|---|---|---|
Код | 0 | 11 | 101 | 1000 | 1001 |
Корректность алгоритма Хаффмана [ править ]
Чтобы доказать корректность алгоритма Хаффмана, покажем, что в задаче о построении оптимального префиксного кода проявляются свойства жадного выбора и оптимальной подструктуры. В сформулированной ниже лемме показано соблюдение свойства жадного выбора.
[math]f[x]d_T(x) + f[y]d_T(y) = (f[x] + f[y])(d_
из чего следует, что
[math] B(T) = B(T’) + f[x] + f[y] [/math]
Алгоритм Хаффмана на пальцах
Вы вероятно слышали о Дэвиде Хаффмане и его популярном алгоритме сжатия. Если нет, то поищите информацию в интернете — в этой статье я не буду вас грузить историей или математикой. Сегодня я хочу просто попытаться показать вам практический пример применения алгоритма к символьной строке.
Примечание переводчика: под символом автор подразумевает некий повторяющийся элемент исходной строки — это может быть как печатный знак (character), так и любая битовая последовательность. Под кодом подразумевается не ASCII или UTF-8 код символа, а кодирующая последовательность битов.
К статье прикреплён исходный код, который наглядно демонстрирует, как работает алгоритм Хаффмана — он предназначен для людей, которые плохо понимают математику процесса. В будущем (я надеюсь) я напишу статью, в которой мы поговорим о применении алгоритма к любым файлам для их сжатия (то есть, сделаем простой архиватор типа WinRAR или WinZIP).
Идея, положенная в основу кодировании Хаффмана, основана на частоте появления символа в последовательности. Символ, который встречается в последовательности чаще всего, получает новый очень маленький код, а символ, который встречается реже всего, получает, наоборот, очень длинный код. Это нужно, так как мы хотим, чтобы, когда мы обработали весь ввод, самые частотные символы заняли меньше всего места (и меньше, чем они занимали в оригинале), а самые редкие — побольше (но так как они редкие, это не имеет значения). Для нашей программы я решил, что символ будет иметь длину 8 бит, то есть, будет соответствовать печатному знаку.
Мы могли бы с той же простотой взять символ длиной в 16 бит (то есть, состоящий из двух печатных знаков), равно как и 10 бит, 20 и так далее. Размер символа выбирается, исходя из строки ввода, которую мы ожидаем встретить. Например, если бы я собрался кодировать сырые видеофайлы, я бы приравнял размер символа к размеру пикселя. Помните, что при уменьшении или увеличении размера символа меняется и размер кода для каждого символа, потому что чем больше размер, тем больше символов можно закодировать этим размером кода. Комбинаций нулей и единичек, подходящих для восьми бит, меньше, чем для шестнадцати. Поэтому вы должны подобрать размер символа, исходя из того по какому принципу данные повторяются в вашей последовательности.
Для этого алгоритма вам потребуется минимальное понимание устройства бинарного дерева и очереди с приоритетами. В исходном коде я использовал код очереди с приоритетами из моей предыдущей статьи.
Предположим, у нас есть строка «beep boop beer!», для которой, в её текущем виде, на каждый знак тратится по одному байту. Это означает, что вся строка целиком занимает 15*8 = 120 бит памяти. После кодирования строка займёт 40 бит (на практике, в нашей программе мы выведем на консоль последовательность из 40 нулей и единиц, представляющих собой биты кодированного текста. Чтобы получить из них настоящую строку размером 40 бит, нужно применять битовую арифметику, поэтому мы сегодня не будем этого делать).
Чтобы лучше понять пример, мы для начала сделаем всё вручную. Строка «beep boop beer!» для этого очень хорошо подойдёт. Чтобы получить код для каждого символа на основе его частотности, нам надо построить бинарное дерево, такое, что каждый лист этого дерева будет содержать символ (печатный знак из строки). Дерево будет строиться от листьев к корню, в том смысле, что символы с меньшей частотой будут дальше от корня, чем символы с большей. Скоро вы увидите, для чего это нужно.
Чтобы построить дерево, мы воспользуемся слегка модифицированной очередью с приоритетами — первыми из неё будут извлекаться элементы с наименьшим приоритетом, а не наибольшим. Это нужно, чтобы строить дерево от листьев к корню.
Для начала посчитаем частоты всех символов:
Символ | Частота |
---|---|
‘b’ | 3 |
‘e’ | 4 |
‘p’ | 2 |
‘ ‘ | 2 |
‘o’ | 2 |
‘r’ | 1 |
‘!’ | 1 |
После вычисления частот мы создадим узлы бинарного дерева для каждого знака и добавим их в очередь, используя частоту в качестве приоритета:
Теперь мы достаём два первых элемента из очереди и связываем их, создавая новый узел дерева, в котором они оба будут потомками, а приоритет нового узла будет равен сумме их приоритетов. После этого мы добавим получившийся новый узел обратно в очередь.
Повторим те же шаги и получим последовательно:
Ну и после того, как мы свяжем два последних элемента, получится итоговое дерево:
Теперь, чтобы получить код для каждого символа, надо просто пройтись по дереву, и для каждого перехода добавлять 0, если мы идём влево, и 1 — если направо:
Если мы так сделаем, то получим следующие коды для символов:
Символ | Код |
---|---|
‘b’ | 00 |
‘e’ | 11 |
‘p’ | 101 |
‘ ‘ | 011 |
‘o’ | 010 |
‘r’ | 1000 |
‘!’ | 1001 |
Чтобы расшифровать закодированную строку, нам надо, соответственно, просто идти по дереву, сворачивая в соответствующую каждому биту сторону до тех пор, пока мы не достигнем листа. Например, если есть строка «101 11 101 11» и наше дерево, то мы получим строку «pepe».
Важно иметь в виду, что каждый код не является префиксом для кода другого символа. В нашем примере, если 00 — это код для ‘b’, то 000 не может оказаться чьим-либо кодом, потому что иначе мы получим конфликт. Мы никогда не достигли бы этого символа в дереве, так как останавливались бы ещё на ‘b’.
На практике, при реализации данного алгоритма сразу после построения дерева строится таблица Хаффмана. Данная таблица — это по сути связный список или массив, который содержит каждый символ и его код, потому что это делает кодирование более эффективным. Довольно затратно каждый раз искать символ и одновременно вычислять его код, так как мы не знаем, где он находится, и придётся обходить всё дерево целиком. Как правило, для кодирования используется таблица Хаффмана, а для декодирования — дерево Хаффмана.
Входная строка: «beep boop beer!»
Входная строка в бинарном виде: «0110 0010 0110 0101 0110 0101 0111 0000 0010 0000 0110 0010 0110 1111 0110 1111 0111 0000 0010 0000 0110 0010 0110 0101 0110 0101 0111 0010 0010 000»
Закодированная строка: «0011 1110 1011 0001 0010 1010 1100 1111 1000 1001»
Как вы можете заметить, между ASCII-версией строки и закодированной версией существует большая разница.
Приложенный исходный код работает по тому же принципу, что и описан выше. В коде можно найти больше деталей и комментариев.
Все исходники были откомпилированы и проверены с использованием стандарта C99. Удачного программирования!
Чтобы прояснить ситуацию: данная статья только иллюстрирует работу алгоритма. Чтобы использовать это в реальной жизни, вам надо будет поместить созданное вами дерево Хаффмана в закодированную строку, а получатель должен будет знать, как его интерпретировать, чтобы раскодировать сообщение. Хорошим способом сделать это, является проход по дереву в любом порядке, который вам нравится (я предпочитаю обход в глубину) и конкатенировать 0 для каждого узла и 1 для листа с битами, представляющими оригинальный символ (в нашем случае, 8 бит, представляющие ASCII-код знака). Идеальным было бы добавить это представление в самое начало закодированной строки. Как только получатель построит дерево, он будет знать, как декодировать сообщение, чтобы прочесть оригинал.
Алгоритм сжатия Хаффмана
В преддверии старта курса «Алгоритмы для разработчиков» подготовили для вас перевод еще одного полезного материала.
Кодирование Хаффмана – это алгоритм сжатия данных, который формулирует основную идею сжатия файлов. В этой статье мы будем говорить о кодировании фиксированной и переменной длины, уникально декодируемых кодах, префиксных правилах и построении дерева Хаффмана.
Мы знаем, что каждый символ хранится в виде последовательности из 0 и 1 и занимает 8 бит. Это называется кодированием фиксированной длины, поскольку каждый символ использует одинаковое фиксированное количество битов для хранения.
Допустим, дан текст. Каким образом мы можем сократить количество места, требуемого для хранения одного символа?
Основная идея заключается в кодировании переменной длины. Мы можем использовать тот факт, что некоторые символы в тексте встречаются чаще, чем другие (см. здесь), чтобы разработать алгоритм, который будет представлять ту же последовательность символов меньшим количеством битов. При кодировании переменной длины мы присваиваем символам переменное количество битов в зависимости от частоты их появления в данном тексте. В конечном итоге некоторые символы могут занимать всего 1 бит, а другие 2 бита, 3 или больше. Проблема с кодированием переменной длины заключается лишь в последующем декодировании последовательности.
Как, зная последовательность битов, декодировать ее однозначно?
Рассмотрим строку «aabacdab». В ней 8 символов, и при кодировании фиксированной длины для ее хранения понадобится 64 бита. Заметим, что частота символов «a», «b», «c» и «d» равняется 4, 2, 1, 1 соответственно. Давайте попробуем представить «aabacdab» меньшим количеством битов, используя тот факт, что «a» встречается чаще, чем «b», а «b» встречается чаще, чем «c» и «d». Начнем мы с того, что закодируем «a» с помощью одного бита, равного 0, «b» мы присвоим двухбитный код 11, а с помощью трех битов 100 и 011 закодируем «c» и «d».
В итоге у нас получится:
Таким образом строку «aabacdab» мы закодируем как 00110100011011 (0|0|11|0|100|011|0|11), используя коды, представленные выше. Однако основная проблема будет в декодировании. Когда мы попробуем декодировать строку 00110100011011, у нас получится неоднозначный результат, поскольку ее можно представить как:
Чтобы избежать этой неоднозначности, мы должны гарантировать, что наше кодирование удовлетворяет такому понятию, как префиксное правило, которое в свою очередь подразумевает, что коды можно декодировать всего одним уникальным способом. Префиксное правило гарантирует, что ни один код не будет префиксом другого. Под кодом мы подразумеваем биты, используемые для представления конкретного символа. В приведенном выше примере 0 – это префикс 011, что нарушает префиксное правило. Итак, если наши коды удовлетворяют префиксному правилу, то можно однозначно провести декодирование (и наоборот).
Давайте пересмотрим пример выше. На этот раз мы назначим для символов «a», «b», «c» и «d» коды, удовлетворяющие префиксному правилу.
С использованием такого кодирования, строка «aabacdab» будет закодирована как 00100100011010 (0|0|10|0|100|011|0|10). А вот 00100100011010 мы уже сможем однозначно декодировать и вернуться к нашей исходной строке «aabacdab».
Кодирование Хаффмана
Теперь, когда мы разобрались с кодированием переменной длины и префиксным правилом, давайте поговорим о кодировании Хаффмана.
Метод основывается на создании бинарных деревьев. В нем узел может быть либо конечным, либо внутренним. Изначально все узлы считаются листьями (конечными), которые представляют сам символ и его вес (то есть частоту появления). Внутренние узлы содержат вес символа и ссылаются на два узла-наследника. По общему соглашению, бит «0» представляет следование по левой ветви, а «1» — по правой. В полном дереве N листьев и N-1 внутренних узлов. Рекомендуется, чтобы при построении дерева Хаффмана отбрасывались неиспользуемые символы для получения кодов оптимальной длины.
Мы будем использовать очередь с приоритетами для построения дерева Хаффмана, где узлу с наименьшей частотой будет присвоен высший приоритет. Ниже описаны шаги построения:
Путь от корня до любого конечного узла будет хранить оптимальный префиксный код (также известный, как код Хаффмана), соответствующий символу, связанному с этим конечным узлом.
Дерево Хаффмана
Ниже вы найдете реализацию алгоритма сжатия Хаффмана на языках C++ и Java:
Примечание: память, используемая входной строкой, составляет 47 * 8 = 376 бит, а закодированная строка занимает всего 194 бита, т.е. данные сжимаются примерно на 48%. В программе на С++ выше мы используем класс string для хранения закодированной строки, чтобы сделать программу читаемой.
Поскольку эффективные структуры данных очереди приоритетов требуют на вставку O(log(N)) времени, а в полном бинарном дереве с N листьями присутствует 2N-1 узлов, и дерево Хаффмана – это полное бинарное дерево, то алгоритм работает за O(Nlog(N)) времени, где N – количество символов.
Код Хаффмана
Построение кода Хаффмана для таблицы вероятностей.
Вот калькулятор, который рассчитывает коды Хаффмана для заданной вероятности символов.
Немного теории под калькулятором.
Код Хаффмана
Таблица вероятности символов
Таблица вероятности символов
Импортировать данные Ошибка импорта
Небольшой отрывок из Википедии.
Алгоритм Хаффмана — адаптивный жадный алгоритм оптимального префиксного кодирования алфавита с минимальной избыточностью. Был разработан в 1952 году аспирантом Массачусетского технологического института Дэвидом Хаффманом при написании им курсовой работы. В настоящее время используется во многих программах сжатия данных.
Этот метод кодирования состоит из двух основных этапов:
Построение оптимального кодового дерева.
Построение отображения код-символ на основе построенного дерева.
Идея алгоритма состоит в следующем: зная вероятности символов в сообщении, можно описать процедуру построения кодов переменной длины, состоящих из целого количества битов. Символам с большей вероятностью ставятся в соответствие более короткие коды. Коды Хаффмана обладают свойством префиксности (т. е. ни одно кодовое слово не является префиксом другого), что позволяет однозначно их декодировать.
Классический алгоритм Хаффмана на входе получает таблицу частот встречаемости символов в сообщении. Далее на основании этой таблицы строится дерево кодирования Хаффмана (Н-дерево).
Этот процесс можно представить как построение дерева, корень которого — символ с суммой вероятностей объединенных символов, получившийся при объединении символов из последнего шага, его n0 потомков — символы из предыдущего шага и т. д.
Чтобы определить код для каждого из символов, входящих в сообщение, мы должны пройти путь от корня до листа дерева, соответствующего текущему символу, накапливая биты при перемещении по ветвям дерева (первая ветвь в пути соответствует младшему биту). Полученная таким образом последовательность битов является кодом данного символа, записанным в обратном порядке.
Сжатие данных алгоритмом Хаффмана
Вступление
В данной статье я расскажу вам о широко известном алгоритме Хаффмана, и вы наконец разберетесь, как все там устроено изнутри. После прочтения вы сможете своими руками(а главное, головой) написать архиватор, сжимающий реальные, черт подери, данные! Кто знает, быть может именно вам светит стать следующим Ричардом Хендриксом!
Да-да, об этом уже была статья на Хабре, но без практической реализации. Здесь же мы сфокусируемся как на теоретической части, так и на программерской. Итак, все под кат!
Немного размышлений
В обычном текстовом файле один символ кодируется 8 битами(кодировка ASCII) или 16(кодировка Unicode). Далее будем рассматривать кодировку ASCII. Для примера возьмем строку s1 = «SUSIE SAYS IT IS EASY\n». Всего в строке 22 символа, естественно, включая пробелы и символ перехода на новую строку — ‘\n’. Файл, содержащий данную строку будет весить 22*8 = 176 бит. Сразу же встает вопрос: рационально ли использовать все 8 бит для кодировки 1 символа? Мы ведь используем не все символы кодировки ASCII. Даже если бы и использовали, рациональней было бы самой частой букве — S — дать самый короткий возможный код, а для самой редкой букве — T (или U, или ‘\n’) — дать код подлиннее. В этом и заключается алгоритм Хаффмана: необходимо найти оптимальный вариант кодировки, при котором файл будет минимального веса. Вполне нормально, что у разных символов длины кода будут отличаться — на этом и основан алгоритм.
Кодирование
Почему бы символу ‘S’ не дать код, например, длиной в 1 бит: 0 или 1. Пусть это будет 1. Тогда второму наиболее встречающемуся символу — ‘ ‘(пробел) — дадим 0. Представьте себе, вы начали декодировать свое сообщение — закодированную строку s1 — и видите, что код начинается с 1. Итак, что же делать: это символ S, или же это какой-то другой символ, например A? Поэтому возникает важное правило:
Ни один код не должен быть префиксом другого
Это правило является ключевым в алгоритме. Поэтому создание кода начинается с частотной таблицы, в которой указана частота (количество вхождений) каждого символа:
Символы с наибольшим количеством вхождений должны кодироваться наименьшим возможным количеством битов. Приведу пример одной из возможных таблиц кодов:
Таким образом, закодированное сообщение будет выглядеть так:
Код каждого символа я разделил пробелом. По-настоящему в сжатом файле такого не будет!
Вытекает вопрос: как этот салага придумал код как создать таблицу кодов? Об этом пойдет речь ниже.
Построение дерева Хаффмана
Здесь приходят на выручку бинарные деревья поиска. Не волнуйтесь, здесь методы поиска, вставки и удаления не потребуются. Вот структура дерева на java:
Это не полный код, полный код будет ниже.
Вот сам алгоритм построения дерева:
Здесь символ «lf»(linefeed) обозначает переход на новую строку, «sp» (space) — это пробел.
А что дальше?
Мы получили дерево Хаффмана. Ну окей. И что с ним делать? Его и за бесплатно не возьмут А далее, нужно отследить все возможные пути от корня до листов дерева. Условимся обозначить ребро 0, если оно ведет к левому потомку и 1 — если к правому. Строго говоря, в данных обозначениях, код символа — это путь от корня дерева до листа, содержащего этот самый символ.
Таким макаром и получилась таблица кодов. Заметим, что если рассмотреть эту таблицу, то можно сделать вывод о «весе» каждого символа — это длина его кода. Тогда в сжатом виде исходный файл будет весить: 2 * 3 + 2*4 + 3 * 3 + 6 * 2 + 1 * 4 + 1 * 5 + 2 * 4 + 4 * 2 + 1 * 5 = 65 бит. Вначале он весил 176 бит. Следовательно, мы уменьшили его аж в 176/65 = 2.7 раза! Но это утопия. Такой коэффициент вряд ли будет получен. Почему? Об этом пойдет речь чуть позже.
Декодирование
Ну, пожалуй, осталось самое простое — декодирование. Я думаю, многие из вас догадались, что просто создать сжатый файл без каких-либо намеков на то, как он был закодирован, нельзя — мы не сможем его декодировать! Да-да, мне было тяжело это осознать, но придется создать текстовый файл table.txt с таблицей сжатия:
Имея эту таблицу, очень просто декодировать. Вспомним, каким правилом мы руководствовались, при создании кодировки:
Ни один код не должен являться префиксом другого
Вот тут-то оно и играет облегчающую роль. Мы читаем последовательно бит за битом и, как только полученная строка d, состоящая из прочтенных битов, совпадает с кодировкой, соответствующей символу character, мы сразу знаем что был закодирован символ character (и только он!). Далее записываем character в декодировочную строку(строку, содержащую декодированное сообщение), обнуляем строку d, и читаем дальше закодированный файл.
Реализация
Пришло время унижать мой код писать архиватор. Назовем его Compressor.
Начнем с начала. Первым делом пишем класс Node:
Класс, создающий дерево Хаффмана:
Класс, содержащий который кодирует/декодирует:
Класс, облегчающий запись в файл:
Класс, облегчающий чтение из файла:
Ну, и главный класс:
Файл с инструкциями readme.txt предстоит вам написать самим 🙂
Заключение
Наверное, это все что я хотел сказать. Если у вас есть что сказать по поводу моей некомпетентности улучшений в коде, алгоритме, вообще любой оптимизации, то смело пишите. Если я что-то недообъяснил, тоже пишите. Буду рад услышать вас в комментариях!
Да-да, я все еще здесь, ведь я не забыл про коэффициент. Для строки s1 кодировочная таблица весит 48 байт — намного больше исходного файла, да и про добавочные нули не забыли(количество добавленных нулей равно 7)=> коэффициент сжатия будет меньше единицы: 176/(65 + 48*8 + 7)=0.38. Если вы тоже это заметили, то только не по лицу вы молодец. Да, эта реализация будет крайне неэффективной для малых файлов. Но что же происходит с большими файлами? Размеры файла намного превышают размер кодировочной таблицы. Вот здесь-то алгоритм работает как-надо! Например, для монолога Фауста архиватор выдает реальный (не идеализированный) коэффициент, равный 1.46 — почти в полтора раза! И да, предполагалось, что файл будет на английском языке.
Выпустил upgrade: добавил GUI + изменил алгоритм обработки исходного текста так, чтобы не читать весь файл в память. Короче, кидаю ссылку на git для любознательных: сами всё увидите.
Благодарности
Как и автор каждой хорошей книги, я созидал эту статью не без помощи других людей. Имхо, очень мало людей сделало что-то крутое в одиночку.
Огромное спасибо Исаеву Виталию Вячеславовичу за небходимую теоретическую поддержку.
Также, часть материала этой статьи взята из книги Роберта Лафоре «Data Structures and Algorithms in Java». Если сомневаетесь как или окуда начать свой путь в теории алгоритмов и структур данных — берите, не прогадаете.